Результаты оценки удовлетворенности пользователей статистической информацией, предоставляемой Росстатом, и работой Росстата в целом в 2021 году

 

Росстат ежегодно проводит обследование удовлетворенности пользователей статистической информацией, предоставляемой Росстатом, и работой Росстата в целом.
В текущем году обследование проводилось на сайте Росстата в период с 1 по 28 февраля 2022 года.

В процессе обследования было опрошено более 48 тысяч активных пользователей, что
в восемь раз превышает итоги 2020 года, и многократно превышает показатели 2019 года (в 2019 году в обследовании участвовало всего 550 человек). Такой значительный рост достигнут
в первую очередь благодаря новому подходу к формированию выборочной совокупности и более широкому охвату респондентов, использующих официальную статистическую информацию.

Основные референтные группы представлены пользователями федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации; бизнес-сообществом; научно-экспертным сообществом; образовательным сообществом; общественными организациями; СМИ; международными статистическими организациями
и национальными статистическими службами.

При формировании выборочной совокупности респондентов, были учтены комментарии экспертного совета, дифференцирована численность занятого населения по референтным группам
в каждом регионе, тем самым значительно повысив объективность и эффективность обследования.

Рассмотрим более подробно основные итоги проведенного обследования, представленные
на информационных панелях в BI‑системе.

 

БЛОК «Индекс удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией»

 

Индекс удовлетворенности рассчитывается по 4-х бальной шкале на основании результатов обследования по таким показателям, как: оценка общественных и экспертных суждений, удовлетворенность объемом публикуемой информации, доверие данным официальной статистики
и оценка изменений за прошедший год.

В 2021 году индекс удовлетворенности составил 2,70 балла из 4 (в 2020 г. – аналогично 2,70 балла). 

Наибольшие показатели удовлетворенности отмечаются в Республике Бурятия (3,22); Чукотском АО (3,07); Республике Мордовия (3,03).  Максимальный индекс удовлетворенности
по сферам деятельности отмечается в 2021 году в бизнесе – это 2,9 балла (в 2020 году – 2,4 балла).

Следует отметить, что в 2021 году в опросе участвовали все субъекты Российской Федерации, что помогло достичь максимально точных и объективных результатов обследования.

 

БЛОК «Востребованность официальной статистической информации» состоял из четырех вопросов:

 

§   Как часто Вы пользуетесь официальной статистической информацией, предоставляемой Службой?

§   Пользуетесь ли Вы официальной статистической информацией, предоставляемой Службой?

§   Укажите, какими источниками получения официальной статистической информации Вы пользуетесь?

§   С какой целью Вы используете официальную статистическую информацию?

 

1 вопрос. «Как часто Вы пользуетесь официальной статистической информацией, предоставляемой Службой?»

 

Результаты опроса показывают, что более чем для 50% пользователей востребована официальная статистическая информация, при этом 80% пользователей официальной статистической информации имеют высшее образование.

 

Наиболее активными являются пользователи в возрасте 36-49 лет – 44,9 %, в возрасте 22-35 лет – 23,1%, в возрасте 50-60 лет – 23,0%. Кроме того, официальную статистическую информацию используют женщины (77,8 %).

 

По результатам обследования официальную статистическую информацию наиболее часто используют в образовании (23,4%) государственном управлении (17,8%) и предпринимательстве (16,6%), реже- в бизнес-сообществе (13,5%) и муниципальном управлении (13,3%).

 

Большинство пользователей информацию используют 1 раз в месяц – 24,5%
(в 2020 г. – 19,5%).

Кроме того, информацию используют:

- каждую неделю или почти каждую неделю - 16,3% (в 2020 г. – 25,6%);

- 2-3 раза в месяц – 17,4% (в 2020 г. – 16,3%);

- 2-3 раза в полугодие – 15,7% (в 2020 г. – 15,8%);

- примерно 1 раз в полугодие – 17,4% (в 2020 г. – 15,5%).

 

BI-системы обладает расширенным функционалом, в том числе позволяет задавать фильтры (пол, возраст, образование, сфера деятельности) и выбирать необходимую информацию.

Например, используя фильтры, можно определить, что в сфере деятельности «СМИ» более 32% респондентов используют статистическую информацию «каждую неделю / почти каждую неделю», а в сфере деятельности «Государственное управление» информацию используют «каждую неделю / почти каждую неделю» - 22,2%.

 

БЛОК «Удовлетворенность качеством предоставляемой Росстатом официальной статистической информации» состоял из пяти вопросов:

 

§    Насколько Вы доверяете данным официальной статистики?

§    Насколько Вы удовлетворены объемом публикуемой Службой официальной статистической информации?

§    Оценка официальной статистической информации, передаваемой службой. Качество статистических данных
(по 10-балльной шкале)

§    Оценка официальной статистической информации, передаваемой службой. Предоставление статистических данных пользователям официальной статистической информации (по 10-балльной шкале)

§    Оценка уровня методологических разработок (по 10-балльной шкале)

 

1 вопрос. «Насколько Вы доверяете данным официальной статистики?»

 

Обследование показало, что доля респондентов, которые полностью доверяют официальной статистической информации в 2021 году составила 22% (в 2020 г. – 25,1%);

«Скорее доверяют» ответили 58% (в 2020 г. – 58%);

«Скорее не доверяют» - 8,5% (в 2020 г. – 7,7%).

 

В зависимости от сферы деятельности полностью доверяют данным Службы

-СМИ – 28,9%;

-международные организации – 27,1%;

-бизнес – 26,2%;

-государственное управление – 24,1%;

-предприниматели – 24,0%;

-наука – 23,6%;

-муниципальное управление – 20,0%;

-общественные организации – 19,1%;

-образование – 18,2%.

 

2 вопрос. «Насколько Вы удовлетворены объемом публикуемой Службой официальной статистической информации?»

 

При этом в 2021 году удовлетворены объемом публикуемой Росстатом официальной статистической информации 92% респондентов, в том числе:

- полностью удовлетворены - 18,7%;

- удовлетворены – 47,0%;

- частично удовлетворены - 24,3%.

Только 2,2% респондентов сообщили о том, что официальная статистическая информация
не соответствует их запросам и требует расширения.

 

3 вопрос. «Оценка официальной статистической информации, передаваемой службой (качество статистических данных)»

 

Качество статистических данных, предоставляемых Росстатом, респонденты оценили достаточно высоко, на 8,13 баллов из 10. При этом женщины оценивают качество статистических данных выше, чем мужчины (оценка 8,17 баллов из 10 против 7,99 баллов соответственно),
а пользователи с высшим образованием – выше, чем пользователи со средним общим (оценка 8,17 баллов из 10 против 7,88 баллов).

Следует отметить, что среди респондентов с наличием ученой степени отмечаются наименьшие показатели качества статистических данных – 7,59 баллов из 10.

 

Если рассматривать сферу деятельности респондентов, то наименьшая удовлетворенность качеством статистической информации наблюдается в международных организациях (7,7 балла
из 10), а наибольшая - в бизнесе (8,4 балла из 10).

 

Оценка качества статистической информации, предоставляемой Росстатом, отличается
по регионам Российской Федерации. Следует отметить, что 52 региона оценили качество данных Росстата свыше 8 баллов, в их числе Республика Бурятия – 9,1; Еврейская АО – 8,9; Чеченская Республика – 8,9. Наименьшие оценки по качеству данных наблюдаются в Республике Карелия – 7,4; Ненецком АО – 7,5; Приморском крае – 7,6.

 

5 вопрос. «Оценка уровня методологических разработок (по 10-балльной шкале)»

 

Пользователи высоко оценили средний уровень методологических разработок Росстата
(на 8,48 баллов из 10).

 

По сферам деятельности, наивысшую оценку методологическим разработкам поставил бизнес (9 баллов из 10), а наименьшую - муниципальное управление и общественные организации (чуть более 8 баллов).

 

По регионам выше 9 баллов оценили методологические разработки Росстата
8 регионов РФ (Республика Бурятия, Волгоградская область, Еврейская АО, Ивановская область, Республики Марий Эл и Ингушетия, Хабаровский край и Псковская область). Самые низкие оценки (около 7 баллов из 10) поставили методологическим разработкам Росстата Приморский край
и Архангельская область.

 

БЛОК: Вовлеченность экспертного сообщества состоял из одного вопроса:

 

§   Насколько часто, по Вашему мнению, учитываются результаты общественных и экспертных обсуждений в работе Службы?

 

1 вопрос: «Насколько часто, по Вашему мнению, учитываются результаты общественных и экспертных обсуждений
в работе Службы?»

 

Большая часть респондентов (в 2021 г. - 43,5%; в 2020 г., - 48,5%) считают, что Служба
не всегда (только иногда) учитывает результаты общественных и экспертных обсуждений в работе. Среди тех, кто отметил вариант ответа «учитывается всегда» – 39,2% опрошенных
(в 2020 г. – 33,7%).  

 

Кроме того, респонденты считают, что результаты общественных и экспертных обсуждений:

-практически никогда не учитываются – 5,2% (2019 г. – 3,7%);

-никогда не учитываются – 1,7% (2019 г. – 0,2%).

 

Интересно отметить, что в бизнесе более 50% респондентов считают, что результаты общественных и экспертных обсуждений в работе Росстата учитываются всегда,
а в государственном и муниципальном управлении такой ответ дали только 35,5% респондентов.

 

БЛОК «Удовлетворенность работой сайта Росстата» состоял из 3 вопросов:

 

§    Посещаете ли Вы официальный интернет-портал Росстата (www.rosstat.gov.ru)?

§    Как бы Вы оценили официальный интернет-портал Росстата? (по 5-балльной шкале)

§    Критерии оценки официального интернет-портала Росстата (по 5-балльной шкале)

 

1 вопрос. Посещаете ли Вы официальный интернет-портал Росстата?

 

Опрос показал, что 78% респондентов посещают интернет-портал Росстата.

 

2 вопрос. «Как бы Вы оценили официальный интернет-портал Росстата?»

 

В целом, пользователи высоко оценили работу интернет-портала Росстата - на 4,12 балла по 5 бальной шкале.  В целом по стране женщины лучше оценивают работу интернет-портала Росстата, чем мужчины (мужчины – на 4,04, женщины – на 4,15 баллов из 5). Наиболее высоко оценивают работу интернет-портала пользователи с высшим образованием (4,25 баллов из 5).

 

Оценку порталу выше 4 баллов из 5 поставили 56 регионов Российской Федерации, в их числе Чеченская Республика – 4,69; Республика Бурятия – 4,53; Республика Мордовия – 4,41. Наименьшие оценки наблюдаются в Приморском крае – 3,70; Республике Карелия – 3,75; Ненецком АО – 3,77.

 

Если рассматривать различные сферы деятельности, то наиболее удовлетворены работой интернет-портала Росстата Бизнес (4,19) и образование (4,18), а наименее – международные организации (3,85) и наука (3,94).

 

3 вопрос. «Критерии оценки интернет-портала Росстата»

 

Наибольшая оценку интернет-портал Росстата получил по критерию «полнота предоставляемой информации» - 4,24 балла.

 

По иным показателям оценка составила:

-легкость поиска информации – 4,01;

-своевременность обновления информации – 4,14.

-удобство – 4,11;

-интерфейс – 4,11;

 

БЛОК. Информированность о работе Росстата в целом состоял из 2 вопросов:

§    Насколько активно за предыдущий год Служба предоставляла свою информацию для средств массовой информации?

§    Насколько хорошо Вы осведомлены о методологических разработках Службы по следующим направлениям?

 

1 вопрос. «Насколько активно за предыдущий год Служба предоставляла свою информацию для средств массовой информации?»

 

По мнению респондентов, наиболее активно предоставлялась информация среди СМИ для информационной среды «Интернет» - 37,6%. Также информация предоставлялась активно и для других СМИ:

- центральная пресса – 21,6%;

- региональная пресса – 21,8%;

- федеральное телевидение – 25,0%;

- региональное телевидение – 23,1%;

Наименее удовлетворены взаимодействием со Службой представители радио 18,6 %. Респонденты отметили, что Служба на предоставляла данные.

 

 

БЛОК «Удовлетворенность деятельностью Росстата в целом» состоял
из 4 вопросов:

 

§    Как в целом Вы оцениваете изменения в результатах деятельности Росстата за прошедший (2020) год?

§    Насколько для Вас понятны методологические разработки Службы?

§    Какие на Ваш взгляд цели и задачи стоят перед Службой?

§    Как бы Вы в целом оценили уровень и качество общественных и экспертных обсуждений деятельности Службы?

 

Положительно оценили изменения в результатах деятельности Росстата за 2021 год – 58,5% респондентов (2020 год - 57,9%), оценили изменения выше своих ожиданий – 4,4% респондентов (2020 год – 2,19%), не заметили никаких изменений – 15,6% (2020 год – 16,9%).

Отрицательно охарактеризовали изменения за 2021 год – 1,7% респондентов (2020 год – 2,2%).

 

Кроме того, методологические разработки службы оценили как «понятны» и «скорее понятны» 74% респондентов, «не понятны» и «скорее не понятны» 12% респондентов.

Подробнее с результатами обследования можно ознакомиться на сайте Росстата в разделе «Мониторинг удовлетворенности пользователей».